Василий Бояринцев. Хиппня Козельская

Щекочущая нервы легенда бытует в монастыре. Говорят, ещё в далёком позапрошлом веке, один из Святых Оптинских Старцев предсказал все беды и напасти, случившиеся в веке минувшем и с Россией, и миром вообще, и с обителью в частности. Было сказано, что гонения будут тут страшные, и храмы порушат, и колокольню снесут (что и исполнилось уже), а по возрождении монастыря время будет благодатное, всё восстановится, но ненадолго - как только на вновь построенной колокольне ударят первый раз в колокол - грянет Страшный Суд и Конец Света.

Когда спрашивают иноков оптинских, насколько верно сие, в один голос отвечают, что, мол, слухи всё, сплетни, дескать: никому, как сказано в Писании, не дано знать про этот час. Однако, вот уж сколько лет, как открылся вновь монастырь, и в храмах отстроенных, да расписанных, службы идут, и стены монастырские с башнями сияют белизной, и угодья монастырские богатеют день ото дня, а стоит молча надо всем этим благолепием недостроенная, хотя и свежевыкрашенная колокольня, говорят, и колокола готовы для неё - один, самый большой, уже сияет грозно с высоты бронзовым своим боком, да только не торопят, по всему видать, дело это. Страшно, ох, как страшно!

Но, в конце концов, на то он и монастырь, чтобы туда со своим уставом не лазать. Да ведь и вокруг его места не менее легендарные.

За сосновым бором, окружающим Оптину Пустынь, примерно в километре ходьбы по лесной тропе, лежит Долина Любви. Сказочной красоты лесное озеро, тёмная гладь которого таит в себе многие чудеса.С самого открытия обители его холмистые берега облюбовали хиппи для своих стойбищ. Бывало, что ни лето - палатки, шалаши, костры, звуки флейты и гитар в ночи. Один персонаж даже вырыл себе землянку, пытался там же и зимовать. Было время, когда Долину Любви сравнивали с латвийской Гауей (кто не знает - было такое хипповое местечко под Ригой до разделения народов), иные кумиры тех лет, Б.Г., например ("козельское зелье - Святая вода"), считали своим долгом отметиться в этих краях. Плескались здесь и Жариков (ДК) с Ланой (клуб Джерри Рубина), прогуливался печальный Бигимот (ХЗ), заглядывал Паук (Коррозия Металла), смотрели вдаль Сашки Васильевы (Сплин), думала о чём-то Ольга Арефьева, скакала по лесу весёлая Умка, да и ещё много всяких разных бывало. В этих водах крестил хиппей неистовый "террорист" отец Сергий Рыбко. Сейчас, правда, тусовка на убыль пошла, но нет-нет, да выбегают к монастырской трапезной из лесу хипповые мамзели в фенечках, с покусанными комарами бэбиками на руках...

А "ветераны" оптинские пооседали в соседнем Козельске. "Злой Город" - так назвал его давным-давно хан Батый за упорное сопротивление Орде, а с тех пор тут особенного ничего так и не произошло. До недавнего времени, его и на картах-то вообще не было. Соседние сёла были, а города Козельска не было. Приехать сюда можно было только по вызову, как в Севастополь и прочие, в прошлом секретные города. Виной тому - ракетная дивизия неподалёку, она же "повинна" в заповедности окрестных лесов и трогательной патриархальности долгое время оторванных от мира сего козельчан.

Времена поменялись, круглосуточные коммерческие ларьки понаставили, монахи, хиппи и иностранцы бродят по городу, а на улицах прохожие здороваются при встрече: проходишь мимо старшего - поздоровайся сам, пробегают мимо дети - поприветствуют тебя. "А пройдут пионеры - салют Мальчишу". Кстати, пионерская организация в городе есть, и на праздники вывешивают только красные флаги. Вот такая жизнь.

Дома здесь, не так давно ещё, стоили просто копейки - кто раньше был богат? Особенно из хиппей. Теперь же у многих появилась возможность квартиру в Москве, или ещё где, продать и обзавестись целой усадьбой; кто-то ещё как-то устроился, да разбогател вдруг, и живёт чуть не помещиком - только появилась в Козельске целая прослойка удивительного народа; пройти по городу и не встретить волосатого, бородатого, или ещё какого непохожего типа, практически невозможно. Местные привыкли уже, "попы", дескать, у них всё не так, и на прочих людей не похожи, и в огородах у них одна лебеда, и разговоры непонятные.

"Попы" - это, конечно, очень громко сказано, хотя многие, понятно, и "рады бы в Рай, да грехи не пускают".Не от всех дурных привычек, чего греха таить, избавиться пока успели. Но Бога, по большей части, не забывают - по большим праздникам в Оптиной полный сбор, кое-кто и всерьёз решил душу спасать.Только вот не всё так оказалось просто даже на этом благом пути. Основным же капканом явилось, собственно, Величие Веры Православной. Несовместимость "весовых категорий" доводит любую фальшь или притворство до их естественного, по сути, абсурда, да к тому же выставляет результат (любимая проделка известного "лукавого" персонажа) на всеобщее посмешище. А проблема-то, оказывается, проста:

"Хиппи по жизни", то есть человек идущий всю жизнь своими путями за Истиной, или ряженый манекен из районного универмага - эта "головоломка" решается здесь, у всех на виду, необычайно скоро. Ведь у любого, даже самого маленького лукавствия есть тот самый большой хозяин с однокоренным названием. Вот и результат скор - бродят, из года в год, по доверчивому Козельску "мудрецы", глядя на которых сразу приходит на ум притча о чистоплотной хозяйке, которая намеренно сохраняет несколько мух, дабы те показывали, где ещё есть грязь. Как только у кого-нибудь не так что-то, "мудрецы" тут как тут: трясут бородами от нетерпения, бормочут цитатами, а сами в ближайшее зеркало глазом косят - как не полюбоваться: "вокруг дерьмо, а я весь в белом!" А если вдруг некого таким образом утешать, "мудрецы" начинают грустить о судьбах мира, слушать скучную музыку или употреблять "недозволенное". Каждый, наверное, уже сталкивался с такими. И обойдёт в следующий раз стороной...

Хорошо что места сии воистину чисты, и подобных насекомых много не требуется, что есть здесь люди, вроде некоего бывшего грузчика из столичной филиповской булочной образца 74-го, который кормил всяких окаянных в московской ночи, после закрытия "Российских Вин", горячими хлебами, а теперь уже человек большой, смотрит на всех ласково, хоть и строг, любит оппозиционную прессу, почему-то группу "Rammstein", да и в совете никогда не откажет. А главное, есть кому совета спросить, да и постараться его исполнить, по мере продвинутых своих понятий. И Слава Богу, не один он такой тут, иначе здесь, наверное, и не бывает.

И ведь живут себе эти новые козельчане, и живут, по большей части, с удовольствием, что называется, "у Христа запазухой". Хозяйством обрастают и дети рождаются. А дети здешние, хипповые, надо сказать, удивительные - не просто дети, а форменные индейцы - вольные, красивые и по-доброму заморочаные. Всё видели, всё знают - от Джима Моррисона до Джизуса Крайста, родителей своих берегут непутёвых, да и с оптинской братией "на ты".

Вот так и видишь, как сидят два старых хипана на завалинке, щурятся на резвящуюся молодёжь, и вздыхают: "Можь хоть эти ОТМОЛЮТ"... А те порой только зыркнут на строящуюся колокольню, да ухмыляются о чём-то своём. О чём - только Бог знает!

"ЮНОСТЬ" №8 1998г.

P.S. Долго ли, коротко ли жили так козельские насельники - это кому как, только однажды, ближе к вечеру, поплыл над окрестностями малиновый звон, созывая люд в монастырь на вечерю. И не сразу понял каждый, что на колокольне оптинской ударили колокола, наполнив широкую речную долину дивным, бередящим душу, звуком. А до кого дошло, среди дел всяких, да заморочек, наконец, откуда звук сей доносится - те перекрестили только лбы свои, почесали репу, да промолвили: "Эх, не попустил Господь. Так и быть тому. Значит, надо жить далее..."

февраль 2002г.

ПОДЕЛИТЕСЬ!