В булгаковской «нехорошей квартире» открылась выставка об эпохе хиппи

В булгаковской «нехорошей квартире» открылась камерная выставка потрясающего по задумке и размаху проекта «Дом на Большой Садовой», посвященного истории знаменитого дома и его жильцов. Проект представляет нам целую энциклопедию жизни XX века и на примере одного дома рассказывает о том, как от шикарных богемных квартир через общежития для рабочих и многолюдные коммуналки, через веселые хиппи-сквоты, а потом и через криминальное запустение девяностых нам остались лишь офисы и два музея – и бесконечные истории. Выставка напомнит о тех временах, когда машинистка типографии «Искра революции», моталка фабрики «Красная Роза» и картонажник-вырубальщик Мосполиграфа жили в самом сердце столицы.

Этот дом в стиле модерн, расположенный по Большой Садовой улице, 10, был построен в 1904 году по заказу купца Ильи Давыдовича Пигита, владельца табачной фабрики «Дукат». Изначально Пигит хотел возвести на этом месте саму фабрику, но строить ее рядом с церковью святого Ермолая (которую без объяснения причин в угаре борьбы против религии снесли в 1932 году) будущему табачному королю запретили.

Еще до революции целые квартиры в доме снимали представители знати и интеллигенции, а при власти Советов зданию сразу было суждено стать одним из первых домов-коммун. Здесь познакомились Айседора Дункан и Сергей Есенин, здесь несколько лет прожил приехавший из Киева Михаил Афанасьевич Булгаков. «...Человека, живущего полтора года в коридоре № 50, не удивишь ничем...» – писал Булгаков. А чудеса с валютой в туалетном бачке и дьявольские Зойкины проделки были чуть ли не единственным доступным знанием, которое осталось нам о быте этого дома.

В 1980-е годы в квартиру засели хиппи, которые использовали пустые квартиры как мастерские и репетиционные студии. Квартира стала настоящим центром искусства андеграунда, причем ее временные обитатели, которых к 1996 году полностью расселили, старались бережно относиться к историческому интерьеру.

«Сквотеры» вспоминают забавные истории, без которых не обходится ни одно общежитие. Например, по соседству с музыкантами и художниками из 5-й квартиры жили милиционеры. Художник Влад Маугли вспоминает пьянку, которую устроили сотрудники правоохранительных органов в честь получения табельного оружия: «У того человека, который обмывал пистолет, пистолет и пропал, и он потом ходил по всему дому и у всех спрашивал, где его пистолет. Несколько дней они собирали по подъезду свои фуражки. Потом оказалось, что этот пистолет его подруга спрятала, чтобы, напившись, они не начали палить».

Сейчас в квартире располагается офис компании Bork. Старый интерьер полностью уничтожен.

В квартире номер 11 режиссер Артур Аристакисян снимал черно-белый фильм «Место на Земле» о коммуне хиппи, которая нашла себе приют в огромной нищенской квартире. Собственно, черная лестница дома превращена в самостоятельную экспозицию, посвященную жизни хиппи и вольных художников, бездомных и бедных романтиков 1980-х годов. Посмотреть ее можно только во время специальных экскурсий по дому.

«Новые известия»

ПОДЕЛИТЕСЬ!