Арви Хэкер. Летопись московской Системы

Хиппи о хиппи

держатели акций безумных идей
вы слышите музыку медного Будды
вам ясен язык молчаливых детей
здесь каждую ночь совершается чудо

вселяя надежду в нас
вдыхая любовь
без песен без праздников
без жестов без слов

"Синоптики", Nautilus Pompilius

Грань веков (90е-2000е)

Тринадцатилетию "Фак Арта"
посвящается...

 

Второе издание
(v2.09)

 


3 декабря 2004 года
Москва

Важное добавление.

   Первая неделя показала, что написать "историю хиппи" не реальнее, чем зарисовать водопад. Каждому пиплу Система открывается по-своему. Ключевые события совпадают, но даже их годы восстановить безумно сложно. Разные люди говорят о разном, а уж интерпретации можно оформлять в целые сборники легенд об одном и том же событии.

   Но какой-то текстик всеж получился, в результате этакого мощного штурма и поддержки народа. Короче, что выросло, то выросло. Эту легенду о хиповской Москве на грани тысячелетия и передаю на ваш суд.

   Да. Были попытки описания московской системы и ранее, но менее масштабные. Вот что замечательный сайт "Технология альтруизма" говорит о московских тусовках, ссылаясь на Томский клуб автостопа "Пилигрим":

=== http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/25/5 ===
 

 

    ТУСОВКИ ХИППИ В РОССИИ

  • Москва - Арбат (Старый) - середина, около "Бубликов",
  • Кропа (Памятник Элвису),
  • Беса (булгаковская "нехоpожая кваpтиpа", Садовая 302-бис), Шкуpа;
  • в истории: Пентагон, Казюка, Петpовка, Стакан, Чпок (ст.м. "Чистые Пpуды"), Таганка (видеоклуб пpи РК ВЛКСМ)
  • Совpеменник/Собутыльник, Джанг, Туpист, Аpба;

 

 
=== http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/25/5 ===
   Рассказывают также про роман д'Арси "Дневник ангела", описывающий примерно то же время.

 

0. О предмете

 

 

 

   Я стараюсь описывать лишь то, чему был сам свидетель. Если информация дается с чужих слов, стараюсь указывать автора. Хотя бы в виде "на тусовке сказали". ;-)

   Труд ограничен в пространстве (городом Москва) и во времени (лишь последние неполные полтора десятка лет). Понятно, что хиповское движение этим не ограничивается. Поэтому логично предположить возникновение приквелов и сиквелов.

   Вдохновением к написанию "Летописи" послужила "Сага о Системе" ( http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/24/17 , http://www.paco.net/~indexless/05/contens.htm ) Крота Владивостокского, приведшая к возникновению фидошной конференции RU.HIPPIES . В отличие от Крота, целью данной работы не было изложение идеологии Системы или ее критика — лишь описание самого явления, которому мы все были и свидетели, и участники.

   Хиповская Система описывается "изнутри". Что означает включение большого количества фольклора и "телег": как это время осталось в нашей памяти для нас важнее, чем историческая достоверность. Хотя я везде старался не идти против правды, аутентичность стояла на первом месте.

   Словечко "Система" — типично питерское, но здесь прижилось. Я встречал несколько объяснений этому слову, и все они происходили из Питера. Часть народу говорила "я не в Системе, т.к. я против всех систем". Но это была стандартная пионерская отмазка, которую все мы знали и весело смеялись. Позже я обнаружил, что само слово "Система" мешает нам найти общий язык с американскими хипами, возведшими в культ войну "против Системы". Но из песни слов не выкинешь. Нам еще предстоит решить этот парадокс.

   Я не стал описывать так называемые "институтские Системы". В том числе мою любимую Систему МГУ. Понятно, что Система находит свое отражение в любой общаге или просто студенческой среде. Люди "вписываются" друг у друга в комнатах, дарят фенечки однокурсникам. Но это, опять же, не общемосковская Система, открытая и тесно связанная со всей постсоветской Системой, а нечто довольно замкнутое и самодостаточное. Единственное исключение, известное мне — бауманцы.

   Также я не описывал наркоманскую среду и тусовки киноманов, байкеров, арбатских "Розенбаумов" и прочих толкинистов — если кому это интересно, они требуют своих историков. Описываемые здесь люди могли употреблять "травку", любить "Кино", читать Толкина или кататься на байках — но мне были интересны отнюдь не этим и вошли сюда не благодаря этому.

   Еще одним из принципов выбора описываемых тем была открытость. Понятно, что многие хиппи оцивиливаются ("взрослеют") и уходят из Системы. Порой, если сохраняют дружественные отношения, уходят целыми тусовками.

   Описание Системы можно было бы выстроить вокруг любой из этих многих и многих закрытых тусовок. Но когда теряется открытость и начинается игра в "элитарность", "закрытые флэта", "только для своих" — наше повествование заканчивается. Квартир "только для своих" в Москве и не сосчитаешь, Система же одна. Дно общества, где все равны. Отсюда некуда падать — падают сюда. Асфальт, забор, улица. Стена, парадняки, крыши. Отсюда только взлетают. "Низкий старт" (C) Умка.

   По хиповскому поверью человек "рождается", когда приходит на тусовку. И "умирает", когда с нее уходит. Но "если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет, тебе найдется место у нас — дождя хватит на всех" (C) Виктор Цой.

1. Отличие Москвы от Питера

 

 Это вам не Питер-Москва
Это вам Омск-Тюмень
Если утром из Омска
Ты выйдешь на трассу,
Дойдешь до Тюмени за день
   (если повезет)
Брось в придорожную пыль монету
Перекрестись, и в путь
Шестьсот шестьдесят шесть километров
Ты пройдешь как-нибудь
 

Санта

   

Питер во многом искусственный город, спроектированный и построенный по воле русского царя. Прямые перпендикулярные улицы. Сначала — план, потом — тщательное воплощение. "Все идет по плану" — чем не про Питер?

   Москва — стихийный город, расходящийся кругами из центра. (Комментарий: "Камень, брошенный в воду, всегда падает в центр круга." (c) Лао Цзы) Садовое, Бульварное кольцо. Во времена моего детства границей Москвы считалась МКАД. Сейчас вокруг Москвы несколько кольцевых дорог — и только мэр Лужков знает, по какой проходит сегодня граница. Большая деревня.

   В Питере можно встретить много людей, охотно рассказывающих "про хиппи", но тщательно отделяющих себя от явления. Загадочная мистика "настоящий хиппи никогда не говорит, что он хиппи" — это явное влияние Севера. Там можно найти файновский "Институт подростка", про который хрен не поймешь — он описывает молодежные движения или формирует, манипулирует ими. Там пишет о хиппи ученый Т.Б.Щепанская: http://poehaly.narod.ru/ . Там были "карманные хиппи". Там жила и есть сильная питерская диаспора (кто-то уже эмигрировал в Израиль), часть которой ассоциирует себя с хиппи, т.к. потребляет и пропагандирует наркотики. Комментарий: диалог, услышанный на Радуге:
  — Половина хипов — евреи.
  — А половина евреев — хипы.

   "Но ты же понимаешь, что, в соответствии с традицией, я никогда не назову себя хиппи" — говорят те, кто по духу таки ближе Питеру, но знают лишь северную половинку медали. Взамен те же люди с готовностью судят о других — решая за нас, кому быть хиппи, а кому нет. Раздавая то ли ярлычки, то ли проклятья. "Работая на курение травы" (C) Гребенщиков

   В Москве, на Арбате, я сижу рядом с Сан Санычем. На подоконнике какой-то витрины. "Я не понимаю людей, которые боятся назвать себя хиппи. Если ты знаешь, что ты хиппи — так честно признай это вслух! В этом нет ничего стыдного. Или вообще не говори." Эти благородные речи — уже Москва. Московские хипы порой получали по лицу от люберов (или становились жертвами массовых "наездов" в Сети) за то, что не скрывали от провокаторов свою принадлежность к хиппи.

   "Слова, слова, слова... Кому важны слова, кому важнее голова," — пел Борис Гребенщиков. Мудрец, родом из Санкт-Петербурга. Север. Холод, рассчетливость. Голова да слова.

   Московский подход ("только ты сам можешь про себя сказать, хиппи ли ты") более открыт и независим, так как не требует от хипа "визы" со стороны старой "олды" — которая часто завязана на наркоте. Мудрый Паша Лак правильно сказал в Дхарме хиппи, что умный человек строит себя, а дурак &mdash других.

   Питер — еще совсем молодой город. Он нуждается в восхвалениях. Модно любить Питер. Тонкое сердце питерцев легко задеть плохим словом об их прекрасном городе. Каждый серьезный переворот в стране — и город, как флюгер, меняет свое название. Питер — поле экспериментов, окно в Европу. Здесь начинаются революции и опробываются нововведения, вроде жетонов в метро.

   Москва — древний город. Она может простить многое. Москву можно ругать и поругивать. Что часто делают даже сами москвичи. Потому, что мы уверены в своем городе. Москва простит. Москву сдавали врагу и жгли — она всегда возвращалась к своим москвичам. Но есть в Москве и некая жесткость. Москва слезам не верит. И если враг (та же наркомафия) дошел до Москвы — пощады не жди.

   Питер туманен и дождлив. "Болота Невы." Высокие дворы-колодцы. Город, разбитый на острова. Элитарность и обособленность. Легкий высокомерный налет антитезы: "ведь у нас не Москва". Они всегда докажут, что они лучше — т.к. чаще думают и говорят об этом. Но даже в их самоназвании "Север" чувствуется, что они чаще сравнивают себя с Москвой, чем с Мурманском или Владивостоком.

   Москва солнечна и открыта. На семи холмах. До большинства крупных городов (Питер, Минск, Киев,..) — меньше суток по трассе. Здесь встретишь людей отовсюду. Слова "понаехали" обычно повторяет лишь с трудом устроившаяся "лимита", завидуя более удачливым собратьям. (Комментарий. Приехавший из Киева пипл сказал на Фонтане: "Понаехало москолей на ридный Орбат." Весь фонтан просто лег. Вместе со скинами, которые в этот момент вместе с панками пили.) Приезжие разбираются с приезжими. Коренные москвичи просто живут — помогая всем, кому хотят и способны помочь. Ведь из Москвы некуда ехать "дальше" — разве что прочь из России.

   Питер — север, холод, интеллект. Москва — центр, тепло, сердце.

2. Хронология

   Когда появилась обратная связь, я начал расставлять даты. Моя же память лучше запоминает ключевые события, чем цифры. Если где-то перепутана последовательность событий местами — тоже поправьте.

   Хиповские поколения естественно делятся по местам тусовки. Странным образом эти места накладывали отпечаток и на весь московский народ того времени. Тусовка в доброй кафеюшке, вроде Пентагона или Бубликов — "рождаются" светлые и здоровые дети-хиппята. Тусовка в забегаловке, вроде Глинта или Стакана — рождаются задрюченные дринчки и наркоманы.


 

Золотые года (Пентагон, Джанг)

   Так было. Было много тусовок, и на тусовках были хиппи. Нас было много, и все были веселые. И многие были печальные. И на всех — фенечки-ксивнички, джинсы-колокольчики. Пентагон, Джанг, Петровка. Сыр, Этажерка, Гоголя. Казюка, Стакан, Сосисочная. Всех мест тусовки и не припомнишь.


 

Фак Арт (май 1991)

   Взрослых, которые нас понимали, можно было счесть на пальцах одной руки. Одной из них была мудрая старая еврейка Светлана Соломоновна "СС", олдовая учительница русского языка и литературы.

   Фак Арт — выставка, созданная Яном "Смертником" и другими пиплами на ее территории. Полузаброшенный дом на улице Медведева. СС позже окрестила Фак Арт "выходом в открытый космос без скафандра". Полное же название выставки было: "Фак Арт, или не стой на пути у высоких чувств."

   Помнится, "МК" поместил махонькую заметку о "Фак Арте", и мы все выхватывали ее из рук друг друга, пытаясь прочесть. Часть народу пришла по этой заметке — и осталась с нами надолго.

   Выставка состояла из кучи рисунков. Принимались работы от каждого, кто хотел их выставить. Открытость и теплота, характерные для московской Системы. Пили чай с сушками. Д'Арси играл на гитаре эльфийские песни. Народ курсировал с тусовки на Фак Арт и обратно, как муравьи. А многие вообще забили на тусовку, приходя сразу на Фак Арт и отсиживая задницы на белых потрескавшихся подоконниках и матах, положенных прямо на пол.

 

   Мимо Фак Арта пройти было невозможно. Все живые тех времен помнят его и вспоминают с любовью в сердце. Движение F, начавшееся на Фак Арте, сыграло свою роль в жизни московских хипов 90х годов.

   Сайт: http://mir.glasnet.ru/~dz/df/
   Сайт: http://newunder.narod.ru/dvf.htm


  

Контрасты (Таганка, Биса)

   Пентагон закрыли. Народ тусовался в двух местах. Хиппи, одетые в чистые модные джинсы, транжирили родительские деньги в видеоклубе "Диалог" на Таганке, смотря хиповские фильмы. Вроде "Hair", "Doors", "Yellow Submarine",..

 

 Рукописи не горят
   Менее цивильный народ и панки тусовались во дворике Булгаковского парадняка и на самой лестнице. Там же, на Бисах,Кролик посмел сказать мне, что я не псих. Мощный плевок в его адрес — и, вытирая одежду, Кролик начал меня ругать "психом". ж-))


 

Чпок

   Тусовка в забегаловке рядом с Джангом и на самой станции метро "Чистые пруды". Рядом был театр "Современник", поэтому кафешку назвали "Собутыльник". Название связывают с таким московским мэном, Золотой Рыбкой. Ему же приписывают традицию измерения "олдовости" в золотых рыбках. Одна "золотая рыбка" — это полгода тусовки.

   Говорят, что однажды народ позвонил Золотой Рыбке и спросил, почему того не видно на тусовке. Золотая Рыбка ответил, что уже стал олдовым. Это было как раз после полугода его тусовки.

   В Собутыльнике был наркоманский столик, за котором тусовались совершенно удолбанные люди. Однажды Лада опознала в одном из них Майкла "Крейзи". Майкл не мог связать ни слова, но узнал Ладу. Лада была очень потрясена.

   Как-то на Собутыльник пришла моя первая системная жена Хельга. Постояла на высоких каблуках, в цивильной одежде. Докурила какую-то сигарету, бросила испачканный в губной помаде бычок на асфальт и ушла. С тех пор я ее не видел.


 

Лав Стрит (лето 1993)

   Первый Лав Стрит был за год до описываемых событий. Но был организован похуже, поэтому и запомнился похуже.

   Самый знаменитый, второй Лав Стрит был в районе Чистых Прудов. На старейшем хиповском месте — рядышком Джанг, Собутыльник, Чпок — стоял домик, отданный под выставку рисунков и выступлений музыкантов. Лав Стрит был подобен Фак Арту — только намного более музыкальным и чуточку менее тусовочным.

   Читал и я со сцены Лав Стрита несколько своих сказок. Народу понравилось, некоторые до сих пор вспоминают. Говорят, что Ольга Арефьева начала свои публичные выступления именно с Лав Стрита.

   Как-то после очередного дня Лав Стрита мы пошли с народом гулять по крышам, загорать. Помню только солнечно-яркую девушку в красиво расшитых джинсах, даже имя забыл. Хотя много лет помнил.

   Сайт: http://www.lovestreet.chat.ru/


 

Межвременье

   Некоторое время тусовки не было. Старый народ, зажимаемые атеистами христиане и скрытые мажоры, которым "не давали по-человечески жить" — резко всплыл вверх, как легчайший воздушный шарик. Новый народ, который ближе к оригинальным штатовским хипам и которому поперек горла "власть капитала" и прочая новая государственная идеология/религия, еще не пришел.


 

Возрождение

   На Арбате вновь появились мальчики и девочки в джинсах и фенечках. Они стояли около кафе "Арба" и играли на гитарах-дудочках. Рядом лежал странный плакат `Ассоциация "Мехом наружу"'. Не помню, собирал ли кто-нибудь деньги.

   "Если есть порох, дай огня", — пел Виктор Цой. Божьей искрой оказалась музыкальная группа "Летучий Голландец". У меня куда-то запропастилась их запись. Я помню только слова:

                       Я знаю, что меня осудят
                       Сочтут ужасным хулиганом
                       Но я нарисовал пацифик на стене
   Рассеявшийся было народ собирался вокруг этих веселых музыкантов, и с тех пор тусовка на Арбате не прекращалась. Жива она и по сей день. Но кто помнит о "Летучем Голландце"? Маэстро, Птица,.. Я сохранил ваши имена в своем сердце. Спасибо вам.

   Немного об ассоциации "Мехом наружу" написано здесь:
   http://bostontea.narod.ru/shebalin.html


 

Аптечный парадняк (зима 94-95)

   Кто-то говорит, что это был 94-95-й год, кто-то называет цифру 96. Но было это сразу после описанной суперудачной хиповской акции "Мехом наружу" на том же Арбате.

   Даже в Москве бывает холодно. Особенно зимой. Народ облюбовал подъезд рядом с Аптекой. Аптека до сих пор в этом же доме, но парадняк вам не найти. Сплошные коммерческие компании.

   Помню Седди. Когда он прогуливался по Арбату — все, кто познал Систему, время от времени сюда возвращаются. И как сползал по стене Аптечного, пьяный от счастья, со слезами на глазах: "Хаккер, братушка! Неужели все это еще живо?!"


 

Банковский парадняк (зима 95-96)

   Следующая зима. Грязное время. Иногда можно было встретить под подоконником кучку человеческого навоза. Иногда — использованный шприц.

   Чтобы как-то поддержать народ и восстановить преемственность, я пустил по рукам кассету с Умкой, которую даже во времена Пентагона было ужасно трудно раздобыть. Умка пошла на "ура" — это был единственный глоток свежего воздуха, кроме телег, которые я запомнил с тех времен.

   Трудно, когда вся традиция сосредоточится на тебе одном. Но каждому из хипов однажды предстоит через это пройти. Решение с Умкой было выходом — кассета стала бешено популярной на стриту и стала реальной альтернативой наркоте и безысходности. Кто ж мог тогда знать, что она воскреснет?


 

Бисквит

   Самое сладкое место тусовки за все описываемое время. В этом кафе на Арбате подавались вкуснейшие десерты, причем не слишком дорого. Любители хождения по ништякам отъедались всласть.


 

Бублики

   Говорят, что тусовку на бубликах основала Маша "Смолл". Вот рассказ Лии о том дне:

   — Мы с Машей Смолл сидели в Бубликах и ели бублики. И т.к. мы были самые тусовые герлы Арбата, все к нам приходили.

   Лучше места не придумать. Как во времена Пентагона народ пил кофе, в Бубликах пили чай. Никакого алкоголя, а курящие выходили на крылечко. Никакой наркоты на тусовке.

   Славное, доброе время. Удалось восстановить традицию езды на Казюкас — хотя добавился новый кайф нелегального перехода границы. Народ также собрался провести маевку в Таллине. Да Арви Хэкер не пришел на стрелу, и часть пипла побоялась без меня выходить — вот смехота! Пара самых смелых пиплов, правда, туда доехали.

   В Казюкас ехали через Минск. И в Минске опять затеплилась жизнь, зажженная от светлой московской тусовки тех времен. "Вдыхая надежду в нас, вселяя любовь" (C) Нау. Минский пипл тех времен (Жук, Света, Сайман,..) совсем не знал Умки, мы знакомили их с записями нашей московской певицы.

   Москва вдохновила не только Минск. К нам возводят свои родословные современные хиповские тусовки Майкопа, Липецка,.. В других городах москвичей тех времен называли "бубличными". Конец бубличной тусовки, самой светлой после Пентагона, народ относит к 1998 году.


 

Союзпечать (97-2000?)

   Киоск, рядышком с Банковским парадняком. Одно время народ тусовался рядом с ним. Сохранилась фотография Слота — стиляги с Пентагона, навестившего тусовку в этот период. Слот взял гитару, сыграл народу пару песен и пошел дальше по своим делам.


 

Глинтвейн

   Что идет за светлым периодом? Правильно, темный. Бублики закрыли. Народ начал тусоваться "на Глинте". Дешевая стоячая забегаловка рядом. Хиппи и арбатские алкаши смешались. Дети, увлеченные хиповской романтикой, начинали пить, многие спивались. Альтернативы не было.

   Годы? Говорят, это был 1996-97. Но это явно неверно. Ведь Глинт был после окончания тусовки на Бубликах, а не до. В эпоху Глинта тусовался старый дринчок Торнадер. Говорят, что когда-то его звали Сережа и он был протестантским проповедником. С 93-94 года Сережа пел песни Тхе Биатлес в переходе. Потом он познакомился с кем-то на Глинте, запил и назвал себя Торнадером. Торнадер погиб через пару лет (1998) после прекращения тусовки на Глинте, для многих это было ударом.

   Кто-то же говорит, что народ тусовался на Глинте и после смерти Торнадера. Сейчас Глинтвейн снесли, и поделом.


 

Стена Мира

   Однажды летом народ собирался под стеной мира. Лето. Пипл приезжал из самых разных городов. Находил здесь друзей, вписку.


 

Арбат

 Стрит    После Глинта народ размыло по всему Арбату. Вместо медитации за чашечкой кофе — бесконечное хадждение от Арбатской до Смоленской и обратно. "Один километр России", как говорит Хоба.

   От Янки пошла традиция тусоваться возле "своих" уличных музыкантов. Возникла "профессия" аскера — раньше лабающий пипл просто кидал перед собой шляпу. Сегодня пришел домой со стрита писать этот текст, а там кто-то играл. Радегаст тоже вышел стритовать, после большого перерыва.

   Фотки: http://hippies.by.ru/fotomoscow.html

Свет Любви (96-98)

   "Свет любви" — это ежетрехлетняя газета, делавшаяся Юрой Задориным и Сергеем "Сольми". Или, точнее, сам процесс издания этой газеты. В редакцию всегда можно было придти, попить чая с булочками. Она была во двориках Суворовского бульвара, совсем рядом с Арбатом. И хиповый народ курсировал туда-сюда. С Арбата до Любви, от Любви к Арбату.

   Газета была даже издана и дарилась бесплатно — тут же распространившись через хиппи-кочевников в самые дальние уголки страны. Хорошие статьи, рисунки. "Свет любви" не был шумным взрывом, подобным Фак Арту. Он просто тепло грел и остался в душе хипов своего времени доброй светлой сказкой.

   Сайт: http://lovelight.netclub.ru/


 

Радужный митинг (август 1998)

   Порой московскую систему захлестывают события, относящиеся ко всем неформалам Европы. Так было в 1998 году после того, как питерский ОМОН разогнал европейскую Радугу.

   Алена вспоминает, как волосатые готовились к митингу. У Лизы на флэту рисовали плакаты. Гуашью, т.к. испытывали финансовые трудности. Во время митинга пошел дождь и все очень боялись за плакаты, но все обошлось.

   Боялись, что просто всех повинтят и не думали о маршруте. Девушки хотели захватить с собой что-то для первой помощи. Бинты, нашатырь. А если разобьется? Я же не буду с ним в одной камере сидеть! Один дядька предлагал написать "Слава внутренним органам" и нарисовать большую какашку.

   Но все обошлось. На каждом перекрестки делали Круг, куда идти дальше. Крымский мост, потом Арбат. На следующий день была пресс-конференция. На том самом факультете журналистики, про который писала Эна Трамп в "Марсельезе". На пресс-конференцию собрались неформалы всех поколений, включая Маргариту Пушкину. "Все на хиповский митинг!" (C) Хайр

   Сайт: http://rainbow.netclub.ru/
   Rainbow: http://www.welcomehome.org/
 

 

Хайр (2000 год?)

   Спектакль театра Стаса Намина "Волосы" более грандиозен, больше обозревался в СМИ и до сих пор играет свою роль для тусовки, но все-таки чуток не поднялся до уровня Фак Арта и Лав Стрита. По своему официозу он — противоположность "Свету Любви".

   Некоторые песни были переведены Умкой, хотя и с каким-то скандалом. Часть артистов была набрана из тусовки. Хипам всегда удавалось бесплатно пройти на спектакль, а в конце все дружно выбегают на сцену и бесятся. Спектакль идет до сих пор. Но хипов, говорят, за бесплатно уже не пускают.

   Хайр: http://tescart.newmail.ru/hairmusical/
   Рецензии: http://www.smotr.ru/pressa/rec/hair.htm

3. География

   Здесь описываются места Москвы, что-то значащие для нас. В основном те, которые "живы" до сих пор или сыгравшие значительную роль в жизни московской Системы.

Арбат

   Старенькая пешеходная улица в центре Москвы. Говорят, что Арбат, Невский, Крещатик, Дерибасовская и т.д. — одна и та же улица. О тусовке на Арбате читайте здесь: http://www.kulichki.com/arbat/
 

Арбатская

   Станция, как станция. Около каждой станции метро в Москве собирается подвыпившая гопота. Посплетничать, поругаться, подраться. Просто через Арбатскую проходят хипы на Арбат — и можно кого-нибудь встретить. А зимой на перроне явно теплее, чем на улице. Когда на стриту нет никого, здесь есть хотя бы кто-то.


 

Башня

   Башня на Кропоткинской — одно из старейших мест тусовки. Когда-то там была комнатка. Умывальник, раскладушка. Все давно раздолбали. Цивилы и менты постоянно заколачивают то один вход на крышу, то другой. Тем не менее, хитромудрые волосатые постоянно находят очередную лазейку. Если вы не бывали на Вышке (другое название Башни), вы не были в Москве.


 

Биса

 Как попасть на Биса?    Нехорошая квартира на Садовой, 302-бис (м.Маяковская). Описана в "Мастер и Маргарите", что я могу к этому добавить? Только то, что после написания романа там повадился собираться народ. Стены исписаны многими слоями графитти. Замазаны — и вновь расписаны. Культурные слои круче, чем в пещерах археологов или на питерской Ротонде.

 нехорошая квартира    Лужин рассказывал, что давным-давно на чердаке Бесов была раскладушка. И было это вроде хиповской гостиницы. Позже Артур снимал свой фильм и засквотил помещение в этом доме. Там же проводились занятия хиповского Университета.

   В конце 90х квартира мистическим образом оказалась в руках пипла. Там прошли несколько квартирников и обещался музей Булгакова. Сейчас подъезд по-прежнему закрыт — на кодовый замок. Но стены все равно разрисованы — желающих навестить Воланда остановить невозможно. Если хотите их посмотреть и оставить свою надпись, найдите на рисунке волшебный Сезам.

Галерея

   В центре Москвы есть большое круглое здание. Напоминающее Питерскую Ротонду, только раз в десять больше. Временами народ зависал там. Роспись стен порой напоминает Биса.

 

Гоголя

 вечный тусовщик    Радегаст говорит, что это старейшее место тусовки хипей в Москве. Там тусовались до времен Пентагона, тусуются и до сих пор. Одно время на Гоголях заседала дринч-команда. Хипы, уже давно опустившиеся до уровня алкашей. Дорогие лишь тем, у кого с этими конкретными людьми связаны светлые воспоминания.

   На днях встретил на Гоголях Планта с Полинкой и кучей детишек. Гоголя forever!

Клуб Джерри Рубина

   Перефразируя Винни Лужина: "Имя Джерри Рубина вечно будет свято!" Джерри Рубин — один из хипов США и основателей движения йиппи. Яко бы выходец из России, его родители были одесситы. Свято верил в СССР — всем сердцем был предан популярным тогда идеям Революции и протестовал против власти капитала. Считал, что революция должна в первую очередь произойти внутри каждого человека. Самая скандальная фигура своего времени, о его хиповских подвигах можно писать мегабайты.

   Клубу, сейчас чем-то напоминающему Движение F, уже 12 лет. В 1992 году это был "парк имени Джерри Рубина". По словам Светы, директора клуба, клуб был основан, как панковская берлога. Когда в 1993 году клуб переехал в другое помещение, он стал клубом имени Хо Ши Мина (помятуя о том, что Джерри за антивоенную деятельность называли "агентом Вьетконга"). В 1994 году был преобразован в анархическую коммуну имени Джерри Рубина. Которая просуществовала год и в 1995 году превратилась в клуб имени Джерри Рубина. Сейчас он является творческим содружеством всяких-разных фриков и всевозможных неформалов. Кроме скин-хэдов, конечно. Клуб поддерживает велосипедистов ("критическая масса" — против засилия автомобильного движения), вегетарианцев, всяких экологов и движение ЗАИБИ "За анонимное и бесплатное искусство". По воскресеньям, с 12:00 — "Беспартшкола". Основная масса народу, по убеждениям, — анархисты.

   Плант, пентагоновский хиппи, регулярно крутит здесь культовые фильмы (сравни с Таганкой). Мотылек работает в фонотеке, оставшейся после "Неформата". Собирается и много другого интересного и неформального народа — в том числе с Арбата. У клуба есть адрес в Интернете, и много народу зависает не только в стенах клуба, но и на его веб-сайте. Клуб имеет твердую антинаркотическую позицию и слывет даже стрейт-ейджерским, что не мешает холить и лелеять хиппи на своей груди. Основные лозунги:

    http://jerryrubin.msk.ru/
     

    Парадняки

       Некоторые подъезды в центре Москвы сыграли историческую роль в жизни московской Системы. Особо нужно отметить Аптечный и Банковский парадняки, что на Арбате.


     

    Пентагон(+)

       О Пентагон! Тебе пою я песнь свою. Кто заходил на Пент хоть раз, никогда уже не забудет это место. На Пентагоне можно было всегда встретить друзей — чем бы ты ни увлекался, всегда найдешь интересного собеседника. Здесь распространялся манифест Сталкера, толковались астральные тела, на крылечке пелись песни Гребенщикова. Комментарий: на самом деле, то был совсем другой манифест, совсем другого Сталкера. Печатался на белой рулонной бумаге красными буквами.

       На Пенте не было гопнических наездов. Оттуда не гоняли менты. Конечно, надо было купить хотя бы один стаканчик кофе на всех. Но стоил растворимый кофе недорого, а пить медленно умеет любой настоящий тусовщик.

       Рядом с Пентом располагалась 57ая физмат школа. И отдельной ветвью тусовки были веселые "пятидесятисемиты", однокласники Кролика или чуть старше/младше.

       На самом Пентагоне не курили, лишь на крылечке. А желающие выпить уходили во дворик. О таких вещах, как наркота на тусовке, вообще никто не слышал. Здесь люди находили себе вписки, единомышленников и любимых. Люди, встретившиеся на Пентагоне, сейчас друг для друга как братья.

       Сайгон, который так воспевают питерцы — лишь жалкое северное подобие нашего Пентагона. К сожалению, сейчас на месте Пента какой-то мажорский бар. Падение Пентагона началось с того, что туда поставили игорные автоматы. И совершенно левые мужики постоянно дергали ручку. Запах азарта и корысти, звон монет — все это неуклонно подтачивало атмосферу тусовки. Дружбы, любви, бескорыстности.


     

    Сквоты

       Арбатская легенда гласит, что основателем московского сквоттерского движения является Дима Царевский. Его вдохновил незабвенный Вильнюсский сквот, рядом с Пилесом — который как-то показала нам, "бубличным", прекрасная литовская неформалка Гита на первом Казюкасе возрожденной Системы. Царевский засквотил квартиру в заброшенном доме на Остоженке. Этажом ниже жили Хранители Радуги.

       Хоба, живший на этом сквоту, рассказывает, что все было совсем не так. Что сквоты в Москве были еще в 80е годы. А Царевский был просто запоминающимся, ярким человеком. Сделавшим много для организации другого, более открытого сквота на Маяковке — где расположился хиповский университет. Ну и, заодно, съемочная группа Артура — чьи бумаги от ГосКино, помноженные на хиповскую хитрость, годами защищали московские сквоты от ментов.

       Если в Вильнюсе хипы просто приходили и уходили в любое время — а во время Казюкаса там были десятки людей из разных городов, сквот на Остоженке был более "элитарным". Он здесь упоминается по двум причинам. Во-первых, каждую пятницу туда все же приходил народ со стрита — проходили выставки, концерты. И началось это с первого концертника Умки. Во-вторых, это реальный опыт сквотирования в Москве, полезный народу — и желающие создать новый сквот еще могут поймать на Арбате народ, помнящий, как это было.

       Хоба добавляет про Борю Раскольникова, засквотившего помещение на улице Пятницкой. Постепенно сквот превратился в клуб "Третий путь". Рассказывают также про сквот на Кропоткинской. Москве пока еще далеко до Европы по техникам сквотирования &mdash с привлечением журналистов и т.д. Поэтому неформалы, ездящие "стопом по Европам", перенимают опыт своих собратьев для опробывания здесь. Превратить заброшенный московский дом в культурный центр хиповского движения, обеспечить жильем многих бездомных (и ушедших из дома) волосатых... Что может быть прекраснее?


     

    Собутыльник(+)

       Кафеюшка на Чистых Прудах, рядом с Джангом.


     

    Трубы

       Подземные переходы. Две главные трубы Москвы — это Смоленская и Арбатская. По разные стороны Арбата. Народ можно чаще увидеть на Арбатской трубе. Музыканты "делят" трубы по времени, чтобы не мешать друг другу играть.


     

    Флэта

       Их было много. Даже у последнего цивила есть друзья, где можно переночевать. Важны открытые флэта — где были рады любому хиппи. Такие держались не особо долго. Я помню флэт на Аэропорту, где через сломанную стенку туалета можно было увидеть стадион. Где люди жили "нормальной половой жизнью" — то есть сидели, лежали, плели фенечки прямо на полу.

       В свое время, благодаря Снежке Московской, практически любой мог вписаться на Морозятнике. Позже (когда это достало ее семью) — на Снежатнике. Рядышком, тоже на Сокольниках.

       Ира вспоминает, что на флэту у Нади Казаковой устраивались квартирники. Началось это так. В 12 лет она написала письмо Гребенщикову. Чтобы он приехал. И он приехал. Позже Надя сменила фамилию и уехала с мужем в Непал.

       Куковлятник — неплохой флэт, хотя там все больше ролевая тусовка. Содержать флэт всегда было почетным делом, но на это решались немногие.

    4. Люди

       Здесь я вовсе не намеревался перечислять всех московских хипов. И также не претендую, что рассказал про наиболее достойных. Моей целью было просто сделать зарисовку с нескольких "волосатых", чтобы было понятнее, о ком идет речь.

    Флинт

       Тусовался на Пенте, был на Фак Арте. Маг. Любил московскую Ротонду, которую иногда называли "небисами". Вписывал — хотя порой и не к себе, а к Джентлу. Последний раз видел его на несколько тысяч километров к югу отсюда — на югах, в Симеизе. Где, как ни удивительно, запечатлел на пленку. Обычно же я фотоаппарат не ношу.


     

    Юля "Чундра"

       Лучшие поэты посвящали Чу свои стихи. "Чу, я слышу звуки чудной лиры!" — декларировал Пушкин. Или это пел Гребенщиков? Когда Чундра затягивала свои нанайские песенки, весь Пентагон отвлекался от своих "маленьких двойных" и зачарованно внимал ее голосу. Системная сестра Чундры, Ромашка, выбрала жить в Питере — и порой ее можно было встретить на Невском, торгующую кожаными браслетиками.


     

    Танюшка "Нэцкэ"

       Родом с Пентагона. Мы с ней прошли не одну тысячу километров трассы. Всегда отличалась пунктуальностью. Мне никогда не удавалось уговорить ее забить хотя бы на одно занятие в институте. Окончила медицинский и сейчас ездит на Радугу, держит там медицинский типи. На последней Радуге (2003) принимала роды.

       Паша вспоминает флэтовые концерты дома у Нэцкэ — пока не наехали менты. Нэцкэ ни разу меня не позвала ни на один, хотя вроде как сестра мне.

    Дима "Кролик"

       Родился на Пентагоне. Всерьез мы сдружились во время маевки в Таллине, на крыше одного из эстонских домов. Компьютеры стали для Кролика судьбою. Сейчас DtZ располнел, забил на хиппи и вообще произносит слово "хиппи" с ярко выраженным отвращением, граничащим с презрением. Вот так: "мерррзкие хиппи, ффф!"

       Кролик вел семинары в Гражданской Школе Хэкеров. Из последних его приколов -- программа, ругающаяся матом. Найти ее можно здесь.

       Сайт: http://xepb.ru/dtz/?la=ru
       ЖЖ: http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=dtz


     

    Ян "Смертник"

       С этим человеком в московской Системе связана трагедия. Людка "Волчица" заботилась об этом человеке, как о своем сыне. Вытаскивала с наркоманских тусовок, воспитывала. СС помогала Яну не меньше Волчицы.

       Однажды Ян написал на листочке бумаги список из людей, которым, по его мнению, не следует жить. И начал претворять свой чудовищный план в жизнь. Посадили Смертника после убийства Царевского.

       Связав Димку, он отвез его в подмосковье и кинул в яму. Облив бензином, он чиркнул зажигалкой. Последние слова Царевского, одного из самых добрых хиппи Москвы, были: "Неужели ты сделаешь ЭТО?" Полуобгорелого хипа Ян добил лопатой.

       Сейчас его жена, лишенная родительских прав, скитается по Арбату, неприкаянная.

     

    Митя "Пинки"

       Пипл с Аптечного. Играл на гитаре страшную песню "Ежики" — в результате которой весь народ из парадняка разбегался. Отдельные мазохисты порой просили повторить. Получил свое имя из-за любви к Пинк Флойду. Которого практически всего знает наизусть — но поет лишь, когда попросят.

       Сейчас Пинки Старшего можно найти вечерами на Арбатской. Хотя в трезвом виде его можно встретить все реже и реже.


     

    Павел "Лак"

       Полный человек в очках, исследователь сакральных учений, музыкант, математик, полиглот. Который год собирается поехать в Тибет. Пашу можно встретить на Радуге или здесь: [email protected] . И если дать ему что-нибудь вкусное, может помочь в переводе с санскрита или другого восточного языка. Вот только не предлагайте Паше алкоголь или мяса. Случай, когда Лак в одиночку раскидал двух скинов, известен всему Арбату.


     

    "Рыжий" Браен

       Возвращаюсь по трассе с двумя девушками из Питера в Москву. Высадили нас в Крестцах. Там трасса крутая, вверх-вниз постоянно. Идем пешком, чтобы выйти на хорошую позицию. Навстречу — чья-то знакомая рыжая морда. Кто это? Браен!

       Ира говорит, что тусовка обязана Браеном им: "Идем мы с Давыдовым по Большой Садовой. Давыдыв (который не Ынь-Додо) -- волосатый такой. Навстречу юноша с горящими глазами: `Круто! Всегда хотел быть таким!' Рассказал, что курит траву напротив посольства. Потом мы видели его в Нескучном. Потом -- на сейшене с такой же рыжей и кучерявой герлой. Было очень смешно."

       Порой у Браена зависает народ — когда нет родителей. Порой Браен создает тусовку "у Венечки". Его прекрасная идея — собираться в Царицыно также 1 июля, 1 августа и 1 сентября. Но в любом случае где-то рядом есть бутылка. Пива или чего-нибудь покрепче.
     

    Любава

       Любава, приехав в Москву, сразу попала в центр хиповского движения. "У нас проводится множество разных мероприятий: квартирные концерты, театральные, поэтические, литературные вечера, кинопоказы, слайд-показы, выставки и дни веганов. Кроме того, мы зоозащитники. Обо всем этом можно прочесть на hippy.ru . Там есть раздел "руфлес" (бездомные, без крыши).

       Если у кого-то есть архивы о хиппи, то пусть они нам их принесут. Мы их опубликуем. Мы считаем, что хиппи — это люди с активной социальной позицией, которые несут ответственность за все, что происходит на Земле. И которые независимы (соответственно, мы резко против употребления психоактивных веществ)."

       Любава веганка. Это образ жизни, исключающий использование животных. Веганы не носят животной одежды, не поддерживают жестоких развлечений с животными (в зоопарке, в цирке), протестуют против опытов над животными, не пользуются товарами, тестированными на животных. И, само собой, не едят животной пищи. "В Москве пока одна коммуна веганов, это коммуна на Пражской, где я живу."

       В нашей стране несколько сотен веганов.

     

    Илу

       Илу не является начальником Радуги. На Радуге вообще нет начальников — так нам сказал Илу. И мы ему верим — ведь старики говорят, что так было и до приезда Илу на Радугу.

       Вот только когда Илу уезжает с Радуги, он всегда почему-то беспокоится, что народ без него пропадет и вообще все сделает не так. Что еще сказать? Мистика, тайные посвящения, вегетарианство, вписывает.


     

    Айленд

       Айленд родился и живет в Питере, поэтому вообще не должен здесь упоминаться. Но Москва стала ему родной — здесь он бывает часто. Живет, вписывается, вписывает. Жонглирует на Арбате своими загадочными палочками. Признает за музыку лишь англоязычный рок 60х годов и вообще очень добрый и хороший человек.


     

    ...а также

       Я хотел не составлять "список всех хипов" Москвы, дублируя гэбэшные базы данных, а лишь упомянуть восемь-десять разных и колоритных, известных всем, личностей. В конце концов, любой может открыть Забриски Rider и прочитать незабвенный "Список погонял". Но многие люди, с которыми я обсуждал этот раздел, говорят, что если описываешь московскую Систему 90х-2000х, просто нельзя не упомянуть хотя бы одним словом таких разных пиплов, как:
      Апельсинка
      Бахрома
      Би
      Боб
      Валар
      Варда
      Вайва
      Ветер
      Вода
      Вэн
      Галя
      Гамлет
      Гелла(+)
      Герыч
      Гоша "Кришнаит"
      Грибочек
      Дарт(аньян)
      Денежка
      Джазз
      Джерри
    Долли
    Доррисон
      Дизель Тульский
      Достоевский
      Дядя Миша
      Индеец
      Иркисс
      Искорка
      Йо Хай Ды (Хо)
      Катейка
      Клайн
      Козя-Бозя
      Коростыль
      Крейзи
      Крыс
      Ксюха Воронежская
      Кся
      Кью
    Леди Джейн
    Линда
      Луна
      Марен
      Марина "Фенечка"
      Медсестра
      Мотатун
      Мотылек
      Мышь
      Мэй
      Найк
      Нурвен "Кто-нибудь"
      Одуваныч
      Питон
      Птица
      Ринго Зеленоградский
      Розовый Слон
      Рысь
      Рэкс
      Савва
      Сарра
      Смайл
    Снежка Московская
    Сова
      Спутник
      Суматоха
      Сю
      Тава
      Талисман
      Уфрог(+)
      Фагот
      Феликс
      Фенечка "Английская королева"
      Филин
      Фредди
      Чума Арбатская
      Чума Смоленская
      Энжи
      Ясень
    
    
    ...и многих-многих других, в чьей жизни хиповское движение было не просто очередным эпизодом, а оставило свой глубокий след. Наложив эту странную печать запредельной радости и глубокой тоски. Знание про место, куда можно всегда прийти. Где тебя любят и тебе рады — неважно, кто ты сейчас по жизни, какой ты веры и каких ты убеждений. Андеграунд Москвы.

    5. Традиции

     

       Среди древних общесоюзных хиповских традиций несколько относились к Москве. Когда народу стало сложнее добираться до Казюкаса в Вильнюсе или маевки в Таллине, ежегодные встречи в Москве стали выходить на первый план. При этом возникли новые традиции, вроде первоапрельской встречи на Гоголях.


     

    Битломанские стрелы

       Битломанские стрелы — одна из самых древних хиповских традиций. В ключевые моменты, относящиеся к творчеству Битлз (например 12 сентября или в день убийства Джона, 8 декабря) народ собирается на "стреле" рядом с метро ВДНХ. Иногда на эти стрелы приходят и битломаны, играют в сторонке песни Битлов. ж-)

       Некоторые битломанские стрелы (к примеру, 11 апреля, "День рождения рок-н-ролла") вообще не имеют отношения к Битлз. Но с них тоже битломанов никто не гоняет...

     

    Первое июня

     Царицыно    Исследователи движения хиппи в СССР, считающие, что движение зародилось в Москве, называют первое июня 1972 года днем рождения Системы: "Днем рождения движения хиппи в СССР считается 1 июня 1972 г. (День защиты детей), когда состоялась первая тусовка хиппи на Пушкинской площади в Москве."

       Как бы то ни было, пиплы всех поколений ежегодно встречаются в этот день на полянке в Царицыно, под древним "дубом". Многие приходят с детьми, целые тусовки купаются обнаженными в царицынском пруду. Народ сидит группками, музыканты что-то бренчат на своих гитарах. Тиль показывает красочные представления. Всем весело и радостно. День защиты детей.

       В 90е годы это было что-то внутримосковское. Но в последние годы первого июня к нам стал приезжать народ из Питера, Минска, Киева и других городов — и приглашать народ на такие же тусовки, только уже в своих городах. Для многих это способ получить или распространить приглашение на Радугу. Ведь оно должно передаваться от человека к человеку.

       Фотки: http://hippies.by.ru/fotodzh02.html

    Первое апреля

       Есть Новый Год старый, есть календарный. Есть китайский, а есть хиповский. Hippy New Year. Первого апреля толпа волосатых (и не очень) дураков собирается на Гоголях. Некоторые пользуются случаем, чтобы распространить листовки о сейшенах, митингах и тому подобное. Но бесполезно — им все равно никто не верит. Ж-)

     

    6. Движения

       Москва — город Университета. МГУ. Сюда приезжают учиться со всех концов России и из других стран. Причем даже сам основатель Университета, Михайло Ломоносов, пришел сюда по трассе. Так беременная самка инстинктивно ищет лучшее место для рождения своих детей. Видать, что-то есть в "энергетике" города, благоприятствующее образованию.

       Несколько движений, возникших на базе Системы, имеют ярко выраженный образовательный уклон и принципиально не могли зародиться в питерском уме.


     

    "Университет хиппи" (1995)

       Во времена "Движения F" (1995) он назывался "Театр притч" и заведовал им Артур Аристокисян. Позже получил название "Народный Университет Хиповской Культуры". Леша Рижский напомнил, что все началось в одной из больниц Москвы (весна-лето 1995го), куда хиппи ходили с тусовки на кинопробы. Рабочее название фильма было "Мария".

       Много известных хипов, включая Умку и Дзэн Баптиста, травили свои телеги с кафедры хиповского Университета. Целое поколение хиппи, многих из которых потом можно было встретить на Арбате и югах, начало тусоваться именно там. С рождения перенимая "мудрость древних хипарей".

       Сайт: http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/24/1


     

    Академия вольных путешествий (2 сентября 1995 года)

       Несколько лет Антон Кротов посвятил "размежеванию" с хиппи. Но первый раз я увидел его именно здесь, на Арбате, во времена Союзпечати. Кротов, предлагающий на "Союзпечати" всем свое первое издание "Практика вольных путешествий" за два рубля штучка. И в той книге были описания путешествий хипов — наших друзей. Имена, которые были тогда "на слуху". Люди, с которыми мы неоднократно ходили по трассам, с которыми встречались на Казюкасе или первого июня.

       В свое время "Практика" даже рекомендовала вписываться на хиповских флэтах. А на одно из первых заседаний "Академии" меня привел не кто иной, как Радегаст. Я встречал хипов, которые вписывались в квартирке Кротова на М10. Говорят, порой по 20 человек ночевало...

       Сейчас, правда, совсем другое время. И впоследствии в его книге встречались выражения "проехались вместе с каким-то хипом." Но мы ведь описываем историю, правда?

       Сайт: http://avp.travel.ru/

     

    Гражданская Школа Хэкеров (9 декабря 1996 года)

       Хэкерству научить невозможно. Хэкеры делают невозможное. Ум может витать до бесконечности в этом коане. Но в 1996 году я со своими учениками взял да открыл Гражданскую Школу Хэкеров. Весной 1997 года она, благодаря Кролику, переехала в то же самое"Движение F". Там и обрела свое современное название.

       Практически весь первый набор был из людей с тусовки. Многие из которых сейчас неплохо устроились в жизни — работают компьютерщиками. Хотя мажорская жизнь большинству из них затмила тот неформальный дух, который выгодно отличает московских хипов.

       Сайт: http://mir.glasnet.ru/~dz/df/hscool_koi8.html

    7. Хиповская культура Москвы: музыка, театр,.

     

       Основное искусство хиппи, несомненно, это долго-долго, часами, пить одну маленькую чашечку кофе или чая всей тусовкой. Но есть творческий пипл и более традиционных жанров...

       Пипл жив. Сейчас на Арбате у Бубликов можно встретить веселую группу "Не зноби", которая порой играет вместе с Сантой Омским. Маэстро поднял новый проект — "Бостонское чаепитие" и устраивает квартирники. Но тех, кто еще жив, вы узнаете сами. Мы же расскажем про стариков. Живущих, впрочем и поныне:


     

    Артур Аристокисян

    ...остался в памяти Системы не только как основатель хиповского университета. Кто-то едко заметил, что Артур купил себе роскошную квартиру на деньги от фильма про бездомных. Но "главная пионерка Арбата" Лия говорит, что это гонево — все ему папа покупает. Ох уж этот квартирный вопрос, который испортил москвичей! Но фильмы Артура действительно занимают достойные места на мажорских международных конкурсах. В их съемках участвовали многие волосатые описываемого времени — и получившийся результат нравится не только мажорам. Фильмы Артура:
     * "Ладони" (как-то показывали поздно вечером по ТВ)
     * "Место на Земле"
    

    Дзен Баптист

       Дзен Баптиста можно встретить на Гоголях. Сколько ему лет, я не напишу — просто не верю. Если вы хотите сшить хиповскую одежду или сумочку, но мозги заморачиваются или руки неумелы — обязательно найдите Баптиста. Он вам расскажет и покажет, объяснит и даст почувствовать. Носить стандартную одежду, сшитую машинами "на потоке", Дзэн Баптист не станет даже под страхом адских мук.


     

    Забриски Rider (1992)

       В Москве выпускались два неформальных журнала — Забриски Пойнт и Easy Rider. Пару регулярно издающихся (и продающихся) бумажных журналов трудно вытянуть, поэтому они объединились. И получилось Забриски Rider. Журнал и сейчас издается, а вдохновителем является пра-пра-прабабушка всех неформалов Маргарита Пушкина-Линн.

       Сайт журнала: http://www.zabriski.ru/
       Сайт Маргариты Пушкиной: http://www.margenta.ru/


     

    Ковчег

       Ольга Арефьева, вероятно, самая "раскрученная" из народа певица. Записала замечательный альбом "Батакакумба" в стиле регги.

       Некоторое время Ольга выступала вместе с Умкой.

       Сайт: http://www.ark.ru/

     

    Летучий Голландец

       Лидером был Маэстро, душевно тонкий человек. Ему подпевала Птица — девушка с красивым высоким голосом. Играли на Арбате, давали флэтовые сейшена.

       Сейчас найти их записи, несущие небывалый заряд хиповской энергии, — большая редкость.

       Сайт: http://bostontea.narod.ru/golland.html
       Песня: http://www.realmusic.ru/songs/57655/


     

    Плюшевый театр

       Плюш не только играл на Арбате, но собрал народ и подготовил как минимум один спектакль. Артисты — хиппи. В зрительном зале — хипы и цивилы. Все было очень прилично. На сцене хорошего театра, с программкой. Я не знаю, записывался ли спектакль на видео.

       Кроме того, Плюш хороший повар (как-то сварил на наш лагерь в Симеизе настоящий борщ, прямо на костре) и работает на телевидении.


     

    Происшествие

       Группа "Шпиль" названа так в честь одной арбатской крыши. Куда народ лазал годами. Но речь пойдет не о ней, а об ансамбле Караковского. Часть песен была посвящена реальным людям с тусовки. Мы с ними ездили на рок-фестиваль в Ярославле. Было выпущено несколько альбомов, дошли до Питерской тусовки. Или это были концертные записи?

       В группе Караковского играл Пинки. Впрочем, у Плюша с Пинком было множество своих песен — перепевок попсы на хиповский лад. Пели они их на Арбате. Не ради денег, но народу очень нравилось. С тех времен пошли и пословицы Николя Нидворя, вроде:

      — Береги честь смолоду, коли рожа крива.
      — Не плюй в колодец, вылетит — не поймаешь.
    
       Сайт: http://proishestvie.lito.ru/


     

    Радегаст

     Радегаст    Некоторые идеи Радегаста (например, песня "Северное регги") были позже сперты более раскрученными музыкальными группами. Его песня "Талибан-регги" вдохновила меня на создание философской веб-странички, посвященной исключительно данной песне. Осторожно: на сайте неприличная (и даже шокирующая) картинка!
       http://taliban-reggi.narod.ru/

       Радегаст выступал на многих слетах КСП, ездит на Радугу, и сейчас его можно услышать на Арбате. У Радегаста нет своего сайта, зато он помог сделать сайт Вия. Музыканта, тусовавшегося в Аптечном, и игравшего свои песни тусовке:
       http://rockkoridor.narod.ru/

    Станция Мир

       Кажется, на Радуге Умка услышала, как играет на гармошке Вовка Кожекин. И сразу решила — лучшего гармониста никому не найти. Потом возникли какие-то разногласия. И, возможно, оно и к лучшему. Сейчас Кожекин играет в группе "Станция Мир", а многие юные фанатки тайно вздыхают по талантливому музыканту. А иногда и совсем не по-тайному бесятся на концертах.

       Сайт: http://www.mir.sporu.net/


     

    Театр Тиля

    ...вырос из университета хиппи. Леша Рижский вспоминает, что вначале это были семинары "техники и практики юродства". Позже — кафедрой скоморошества, потом — скоморошечьи курсы. Сейчас все это безобразие называется Дом Сказок.

       Необычность. Смесь глубокомысленности и простоты. Самобытные одежды, выразительная пантомима. Порой представления устраиваются стихийно — и в самых неожиданных местах. Порой долго готовятся и тщательно репетируются. Самые обыденные вещи оживают в руках Тиля и становятся куклами, символами. Несут слово.


     

    Умка

       Первую половину 90х годов Умка провела замужем, и ее песни было трудно найти. Разведясь с мужем, она вернулась к народу и обнаружила свою безумную популярность. Первое время она пела на Арбате, потом стала устраивать квартирники и сейшена — одни за другими. Регулярно выпускает альбомы. Перевела Джека Керуака. На концертах старается предоставлять сцену пиплам своего поколения, берет молодежь в группу и вообще ведет себя очень по-компанейски.

       Впрочем, чего о ней здесь говорить — у нее есть собственный сайт www.umka.ru , куча фанатов и популярный лист рассылки "letters".


     

    Хвост

       Питерские музыканты, неформалы с Сайгона, устраивали на стадионах сейшена. Зарабатывая славу и неплохие деньги. Москва же — совсем другой город. Здесь Хвост употреблял стадион для вписывания народа. Прикиньте размах! А песни Хвоста... До сих пор в народе гуляют эти фразочки:
      — Стряхни пипл пепел на пол.
      — Скажи-ка, дядя, ведь недаром
        Я тару даром сдал татарам!
      — Водка пить, земля валяться.
    Хвоста, продавца и гуру антиквариата, и сейчас можно встретить на стриту:
      — Я ПОДНЯЛ КУСОК ГОВНА
         И ПОМЯЛ В РУКАХ:
         Что за чудо-материал —
           мякоть от какак!

    * * *

       Многие находили на тусовке свою судьбу. Для некоторых оказался необыкновенно близок и дорог высочайший хиповский миф, другие разменяли хиповскую свободу на алкоголь и иглу. Умка как-то говорила нам в Симеизе, что тусовка описываемых здесь поколений намного чище и светлее тусовки предыдущих десятилетий

     

    В конце века в RU.HIPPIES проявился "Новый Андеграунд: 2001" — стихийное антинаркотическое движение хипов, объединившее народ из Владивостока, Липецка, Майкопа, Москвы. Ключевыми идеями НА являются бескомпромиссная антинаркотическая позиция и поддержка некоммерческого творчества. Новый Андеграунд не признает иерархий, старой "олды" (завязанной на наркотиках, особенно на "травке") и каких-либо авторитетов вообще. Для того, чтобы считать себя пиплом Нового Андеграунда, достаточно просто разделять эти наши общие идеи. Кстати, вот рассказ д'Арси (Москва) на схожую тему.

       Тому, что московская Система (в отличии от питерской) изначально открыта и традиционно выступает против наркотиков, можно найти подтверждение в Манифесте Сталкера (Москва, 1986 год):

     

    Столь же устаревшей мы считаем концепцию психоделической революции. В представлении обывателя хиппизм неразрывно связан с наркотиками. Они действительно могут служить средством расширения сознания и вообще психоделическая революция имела под собой солидный теоретический базис. Но история - как наша, так и западная - показала, что в конечном итоге наркотики губят людей как физически, так и духовно, связывают и порабощают, низводят до уровня животных и разъединяют. Часто приходится выслушивать такое мнение: "Можно (и даже нужно) попробовать все, только подсаживаться нельзя". Конечно, каждый человек имеет право делать с собой все, что захочется (не имеет он только права тянуть за собой других), но ведь дело в том, что никто не знает заранее, подсядет он или нет! К тому же все связанное с наркотиками неизбежно навлекает на себя мощное противодействие государства. По этим причинам мы считаем применение наркотиков неоправданным, категорически выступает против их употребления, а саму концепцию психоделической революции полагаем изжившей себя (но мы отнюдь не против психоделического аспекта в музыке и вообще в искусстве!)
       Одно могу сказать — в Системе можно встретить все, включая наркоманов и урлу. Но здесь человек сам выбирает себе то, что по душе именно ему. Как раз в описываемые годы в России произошел передел криминального мира. Сформировался и наркобизнес — наряду с бизнесом вообще. Часть наркомафии искусственно ассоциирует себя с "хиппи", покупая себе сторонников или подсаживая их на "кайф".

       Я был свидетелем такого "бесплатного" концерта, на котором наркодилеры продавали "травку" — а подонки-музыканты со сцены восхваляли ее употребление. Конечно же, это не был Новый Андеграунд. Эту мерзость устраивала старая "олда", старающаяся "по Берроузу" превратить народ в зависимое и легко управляемое стадо любой ценой. И такую угрозу только что пришедший на тусовку народ тоже должен учитывать — наряду с гопнической и ментовской агрессией. Когда-то наркотики использовались анархистами вместо бомб — чтобы подтачивать, разрушать социум. Но социум гомеостатичен, а агрессия рождает агрессию. Государство и криминальный мир воспользовались наркотой, чтобы ударить уже по нашему движению. Много хипов пострадало из-за этого тактического хода. Наркотики нельзя пробовать, так как они могут понравиться — а о любой болезни лучше судить со стороны.

       Если есть добавления, можно написать собственный текст — по той же или смежным темам. Можно также прислать их мне (2:5020/287) или в фидошную конференцию RU.HIPPIES . Только внимательно прочитайте "О предмете". Любопытно было бы иметь в тексте точные даты и ценные добавления, особенно из первоисточников. Но только не надо взваливать на меня превращение этого текстика в многотомную хиповскую Абхидхарму-Коши, Ж-) описывающую тусовки всех времен и городов, включающую хиповский словарь сленга, нашу идеологию во всех ее вариациях (оопс!) и т.д. и т.п.

       Спасибо за обсуждение и ценные добавления Лаку, Фредди, Степашу, Леди Джейн, Хобе, Лии, Леше Рижскому, Ире и многим другим неформалам. Спасибо Уфе и Мне Нескромному за замечательные фотографии. Однажды этот текст вычитала Джасра Омская, но с тех пор здесь апять много апечаток.

     

    С любовью,
    Хэкер Московский

     

    Приложение А
    Дхарма хиппи

     

    1) Рождение(приход на тусовку):
       Чел рождается в системе, когда приходит на тусовку. При этом он сам находит себе имя или принимает данное ему прозвище, которое иногда выбирается системными родителями, т.е. людьми, которые привели его на тусовку. При этом, конечно, он сразу обрастает целой сетью родственных связей: дедушки, прадедушки, дяди и пр.

    2) Уход из дома:
       Тут всё понятно.

    3) Вписки, флэта, сквоты, коммуны:
       Чел вписывается на ночь у знакомого пипла. Можно вписаться и нецивильно: в парадняк, на крыше, в подвале, в бомжатнике, во дворах, у цивилов. Флэт открывает владелец квартиры, дома и поселяет там пипл. Флэт это круто, прикольно, пипл живет, тусуется, никуда ходить не надо, наоборот: приходят гости, приносят ништяки, гонят телеги, играют, поют, происходят спонтанные квартирники. Иногда это задалбливает, хочется побыть в тишине, одному или с близкими друзьями. Но через некоторое время опять хочется общения и всё начинается снова.

       Флэта бывают разной степени открытости.

       Сквоты - это практически то же, что и флэт, но не в отдельной квартире, а на свободном чердаке, в подвале, выселенном здании и т.д. Обычно сквоты вырастают из бомжатников. Сквоты бывают разной степени цивильности. Для сквота требуется уверенность и решимость, опыт приходит в процессе. Коммуны - это просто сказка, вы понимаете.

    4) Трасса, стоп:
       Правильный пипл (ПП) передвигается по трассе или на собаках.

    5) Ништяки, аск:
       ПП питается ништяками. Это такое же искусство, как охота, только животных не убивают.

       Прайс добывается аском, сухим или под гитару.

    6) Фрилав:
       Мы добрались до самого интимного. Любите друг друга, мать вашу!

    7) Бэбики:
       Фрилав - лучший способ завести бэбика, который тоже уйдёт из дома, но на сей раз из вашего. Правда, часто бэбики хипов, подрастая и протусовавшись с правильными родителями всё своё счастливое детство, становятся цивилами.

    8) Места силы:
       ПП ездит в места силы: Гоголя (1 апреля), Царицыно (1 июня), Казюкас, Питер, юга (Симеиз, Лиска, Планерское, Гурзуф), Алтай, Радуга. ПП — не наркоманы и не турьё, и не ездят на Казантип и Грушу.

    9) Дзен:
       "Откуда пришёл Татхагата?"
       "Зачем Бодхисатва пришёл с югов?"

    10) Хипповский Университет:
       ПП посещает вольнослушателями занятия в ХУ, куда собрали всех олдовых, чтобы они не мешали пионерам, а зудели там.

    11) Радуга:
       Кто не был на Радуге, тот не был нигде.

    12) Символика:
       Это тема бесконечна, конец не есть символ, и это вставляет.

    12+1) Фенечки:
       Фенечки создаются своими руками: ксивник, фенечка, клеша, сума, прикид...

    14) Заморочки:
       Заморочки создаются в голове, но идут от сердца. Например, вы сейчас грузитесь моей заморочкой, и я надеюсь на то, что вас пробьёт, врубаетесь?

    15) Сленг:
       ПП сечёт сленг, а пионеры им злоупотребляют.

    16) Телеги:
       Телеги гонят, длинные - на длинных трассах, короткие - везде. Длина телеги измеряется в километрах. Пипл, не грузитесь, ездите на телегах, а не по ушам.

    17) Культура:
       Культовые группы ("Битлз", "Ролинг Стоунс", "Дорз", Джоплин, "Юрайя Хип", Флойды, Зэпы, Лори Андерсон...), книги (Керуак, Берроуз, Лири, Кастанеда ...), фильмы ("Хайр", "Забриски поинт", "Изи райдер", "Дорз", "Хэлп", "Йеллоу субмарин" ...). Не вздумайте слушать русский рок и читать Ф.М.Достоевского!
     

    18) Искусство:
       ПП в основном лабает зарубежный репертуар.
       Встречаются робкие попытки создать аутентичные шедевры.

    19) СтЁб:
       Стёб маст дай! Но сам процесс долог и занимателен.

    20) Умка:
       ПП вписывается на концерты Умки, но кидает ей прайс в шляпу, слушает её правильные телеги против наркоты. Умка это наше всё!

    21) Уход из системы:
       Варианты: оцивилиться, обмажориться, сторчаться, стать монахом, уйти в Нирвану.


     

    Идеология хиппи:

    1) Любовь:
       Не путать с факом: фачиться могут все, а любить - только ПП.

    2) Свобода:
       ПП всегда свободен: от наркоты, от Вавилона.
       Например:
    "— ПП?
     — Даааааа...
     — Свободен. Следующий!"

    3) Мир:
    Сожги повестку в военкомат. Агрессия - это не конструктивно: умный чел строит себя, дурак — других.

     

    Павел Лак

    Приложение Б
    Сайты хиппи о хиппи для хиппи

     

    http://rainbowww.narod.ru/
       Сайт Илу о Радуге.

    http://hippy.ru/
       Сайт Любавы "Сетевой дом русских хиппи". Хиповские форумы.

    http://hippies.by.ru/
       Сайт Крыса Минского — есть арбатские и царицынские фотки, добрые телеги.

    RU.HIPPIES
       Конференция Фидо для творческих хиппи со строгой антинаркотической позицией.

    Приложение В
    Телеги, случаи из жизни

     

    1. Максим "Анархия" (Новосибирск) про хиппи:
       Достигший вершин храбрости знает, что храбростью всех не одолеть. Поэтому он скромен.

    2. Пиплы, скипаем на сейшен. Прайс на тикеты аскать, ништяками даблиться и олдовых стремать.

ПОДЕЛИТЕСЬ!