Фотовыставка Александра «Земы» Земскова открылась во Пскове
12 ноября в Центре народного творчества Пскова открылась фотовыставка Александра Земскова, одного из первых псковских хиппи.
Александр Земсков родился 23 июня 1952 года в Ленинграде. Большую часть жизни прожил в Пскове, при этом немало путешествовал. Внутреннюю свободу, как органическую часть себя, он передал своим произведениям. 8 сентября 2013 года его не стало.
Можно было бы просто заняться перечислением того, что успел сделать Александр Земсков за 61 год своей жизни, и, уверяю вас, вполне достойный список достижений получится. Но формализм здесь, мягко говоря, не слишком к месту. Лучше попробовать оглянуться. Для начала – в 60-70-е годы ХХ века.
Молодым из нашего сегодня увидеть, а тем более понять, атмосферу того времени, его неординарных людей практически нереально. Была среда. Близких по духу людей не надо было объединять и собирать специально, они и так не терялись. Прогуливались, к примеру, по Октябрьскому проспекту, что-то обсуждали. Среди самых любимых тем – современная западная музыка.
- У «Битлз» вышла новая пластинка. Послушать бы. Так ведь ни у кого еще?
- У меня есть. (Это Земсков, конечно)
Вот тогда компания плавно перетекала в его дом. У Саши была знатная по тем временам коллекция записей, и богатством этим он охотно и совершенно бескорыстно делился. Во время первого в Пскове поп-сейшена (1971 год) Владимир Скородумов был приятно удивлен, когда увидел, как много людей протягивают руку для приветствия Земскову, тот оказался знаком едва ли не со всеми. Меломаном Александр был всегда. Ну а уж о том, что он был в свое время одним из первых в Пскове убежденных хиппи, не все и упомнят. Имя «Зёма» в Пскове было ничуть не менее известно, чем «Зяма» в Москве (Зиновий Гердт – на случай, если кто позабыл). Но это все там, в 70-х – начале 80-х.
А в 1986 году он приходит в фотоклуб «Фрагмент». Надо знать Александра – он ничего не делал кое-как. Для него фотография – это серьезно, и потому, еще до прихода в клуб, он прочел много специальной литературы по фотоделу; у Земскова по тем временам – лучшая фотокамера в городе: немецкая «Praktica». Так вот, пожалуй, именно с прихода во «Фрагмент» начинается совершенно иной этап в жизни нашего героя. Ведь здесь собирались люди «не по признаку профессии, а по признаку их интереса к жизни» (цитирую Николая Боднарчука). Чтение стихов у камина, подготовка выставок и обсуждение всего на свете, что хоть как-то – пусть даже косвенно – связано с фотографией, такое неформальное общение подпитывало и вдохновляло, будоражило умы.
Жизнь Александра и художественная фотография неотделимы друг от друга. Он снимал много. Но главное – как: изысканные, утонченные произведения тщательно продумывались им (он мог ждать несколько часов нужного момента или порой снимать несколько лет один и тот же мотив). По словам Игоря Соловьева, он «вынашивал свои работы, как детей, и они у него не создавались, а рождались – опять-таки, как дети».
В международном конкурсе «Ассофото», проходившем в 1987 году в Берлине, занял IV место в номинации «Пейзаж». В фотоконкурсе «Мини-фото», проходившем в Нарве в 1989 году, работы Александра Земскова получили I место. Четыре его персональных выставки прошли в Пскове. Кстати, был членом Союза фотохудожников России.